Случайное фото

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Наш опрос
Вы ходите в церковь
Всего ответов: 153

Православный интернет

  • Московский патриархат
  • Православие.ru
  • Телеканал СОЮЗ
  • Полный молитвослов
  • Душевный лекарь
  • Богоявленскй собор

  • Статистика
     
    Главная » 2011 » Ноябрь » 30 » Ейск православный
    17:44
    Ейск православный

    Мы уже писали о том, что на недавно закончившей свою работу международной православной выставке-ярмарке в Ейске в числе других святынь экспонировалась икона Святой Благоверной царицы Александры Римской. Она некогда украшала один из храмов города, и чудом уцелела при его разрушении в годы Советской власти. Сам образ, да и обстоятельства его более чем 70-летнего забвения заслуживают того, чтобы рассказать об этом подробно.


    Ейские иконы.

    Судьба икон, украшавших ейские храмы, так же печальна. Все они были варварски уничтожены воинствующими безбожниками «как не представляющие художественной ценности предметы культа» при разрушении храмов в 1930-е годы. Все, кроме одной.

    Буквально чудом сохранился образ Святой Благоверной царицы Александры Римской. Эта написанная на металле икона в полный человеческий рост украшала по-видимому стены Никольского храма

    г.Ейска. Наши данные предположительны, но они основаны на реальных обстоятельствах ее находки. Но обо всем по порядку.

    Икона изображает Александру Римская, почитаемую всеми христианскими церквями как мученицу.

    Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой. Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного зда

    ния, она тихо скончалась. Ее мирная кончина (как записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины) последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 6 мая.

    По другой версии ее жития смерть Александры была ложной и последовала лишь в 313 году. За эти годы произошло много событий. Император Диоклетиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 - 311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия, которую Диоклетиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, новый император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

    В 19 веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая

    II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве: церковь в Александринском дворце в Нескучном саду в 1835 году; церковь в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена
    во имя Александры Царицы в 1851 году);

    придел во имя святого Николая и Александры Царицы в церкви апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя святого Николая и Александры Царицы в церкви пророка Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

    В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия.

    Известны многочисленные иконы, созданные в 19 веке известнейшими русскими художниками.

    В 1844 году скончалась любимая всем Петербургом 19-летняя младшая дочь Николая I Александра, принцесса гессенская. В Царском Селе, где она скончалась, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная великим Карлом Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка, преподнесшие ее императору со своими соболезнованиями. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился.

    Хорошо известна и мозаика в церкви «Спаса на Крови» созданная по иконе работы академика Николая Корниловича Бодаревского, хранящейся в Русском музее.

    Именно на эту работу похожа ейская икона. Схожи и облачения святой и вся трактовка ее образа, хотя у нашей иконы она более статична и традиционна. Возможно, иконописец, создавший этот образ имел возможность видеть работу Бодаревского или в какой-то степени копировал ее. Здесь еще нужно провести серьезные исследования. Несомненно, что икона была создана в конце 19 – самом начале 20 века.

    В отличие от многих других икон, написанных на дереве и сожженных в огне революционных костров, судьба нашего образа сложилась по-другому. После разрушения и разборки храма она была использована «для дела». Лицо святой было перечеркнуто крест-накрест, а сама икона была перевернута на изнанку и стала покрытием деревянного верстака, стоявшего в одном из цехов завода «Молот» (в последствии «Полиграфмаш»), располагавшегося на месте церкви и прежней Сенной площади. Затем верстак попал в Ейскую типографию, располагавшуюся на углу улиц Мира и К.Либкнехта.

    В конце 1980-х верстак разобрали. Взорам удивленных рабочих представилась икона, изображенная на обороте его обивки. Состояние ее было ужасным: красочный слой частично утрачен, лицо святой сильно повреждено. Отверстия от гвоздей выглядели как рваные пулевые раны.

    Икону принесли в расположенный рядом Ейский историко-краеведческий музей. Принять ее на постоянное хранение в фонды музея как экспонат было нельзя – икона была сильно повреждена, требовалась серьезная реставрация, которую в условиях Краснодарского края выполнить было в те годы невозможно. Да и с идеологических позиций того времени икона не представляла культурноисторической ценности.

    Не смотря на это, сотрудники музея решили сохранить образ до лучших времен. Не терялась надежда на то, что обстановка все-таки изменится и образ займет свое место в одном из ейских храмов.

    И такие времена настали. Святая царица Александра выставлялась в конце 1990-х на музейной выставке «Ейск православный». После ее завершения работники музея были готовы передать ее в один из ейских храмов, где после реставрации она заняла бы подобающее ей место. Однако тогда вопрос так и не решился.

    В настоящее время дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. 20 ноября крестный путь единственной из уцелевших ейских храмовых икон был благополучно завершен. в Свято-Никольском кафедральном соборе он был передан русской православной церкви. Впереди еще долгие кропотливые работы по ее реставрации. Но сам возврат единственной сохранившейся после лихих годов иконы обратно в храм – яркое свидетельство того, что нить нашей памяти, связывающая нас с прошлым, и делающая нас Людьми, не смотря на все усилия, оборвать нельзя!

    Этот сильно пострадавший от варварских рук образ, наряду с немногочисленными документами и фотографиями – всё, что осталось от прежнего православного Ейска. От его храмов, которыми ейчане по праву гордились. От их золотых глав, которые как маяки, встречали приходящие в наш порт корабли. От той атмосферы старинного благочестия и духовности, которая, увы, была в середине 20 века полностью утрачена.

    Попробуем на основе документов и материалов восстановить облик православного южного города, которым был Ейск еще 100 лет назад.


    Ейских храмов купола.

    С самого своего основания Ейск был православным городом. Еще до его официального основания на Ейской косе с 1813 года стояла походная церковь св. Троицы. Прихожанами ее были казаки из Ейских хуторов и рыбных заводов, расположенных на косе. Во время катастрофического наводнения 1831 года она «водою была размыта до основания». 

    В жаркий день четверга 19 августа 1848 года состоялось официальное открытие портового города Ейска. Торжества начались с благодарственного молебна с водоосвещением, проведенного священниками станицы Старощербиновской. Священнослужители окропили святой водой место будущего города и порта. После этого с краткой речью к присутствующим обратился М.С.Воронцов. Он выразил свои надежды относительно будущности города Ейска и, дав обещание принимать в судьбе его живое участие, провозгласил город и порт открытыми.

    Два месяца спустя свое благословение новому городу прислал епископ Кавказский и Черноморский Иеремия, который не смог присутствовать на торжествах ввиду большой загруженности делами только что учрежденной епархии. Святитель благословил Ейск иконой Святителя Николая Чудотворца. В своем послании ейчанам Иеремия писал: 

    «Разделяя радостное и благодарное чувство об основании города, обещающего по превосходной местности своей и по цели всему краю здешнему новые источники общественного довольствия и развития…, с пастырскою молитвою приносимую честную икону сию – Святителя и Чудотворца Николая в дар и благословение новооткрытому в православном и христолюбивом войске Черноморском городу Ейску».

    По свидетельству первого Ейского историка протоиерея Тимофея Стефанова: «Ейск – город вполне православный». В 1879 году из 27 836 жителей города православными были 27 324. Раскольников было 24, католиков – 136, армяногригорианской церкви – 125, лютеран – 38, иудеев – 163, мусульман – 6.

    Первой ейской церковью был молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, о разрешении на постройку которого жители города просили преосвященного Иеремию в середине 1849 года. К прошению был приложен чертеж храма и его фасада. 10 августа того же года в ответ на прошение, последовала резолюция епископа: «Молитвенный дом по чертежу сему во имя Покрова Пресв. Богородицы устроить в г. Ейске благословляется».

    Уже в следующем 1850 году деревянный временный храм был освящен и в нем начаты богослужения. Лес для постройки храма был взят от разобранного корабля, что вообще было характерно для многих ейских построек того времени. Здесь же был установлен иконостас, оставшийся от разрушенной наводнением Троицкой церкви. Его отреставрировал специально присланный атаманом Г.А.Рашпилем

    екатеринодарский живописей Чернов. Здание было небольшим и не могло вместить всех прихожан. В 1852 году оно был расширено, а в следующем году окрашено внутри и снаружи. В 1855 году церковь сильно пострадала от боевых действий англо-французского десанта, пытавшегося захватить город. Она просуществовала на Покровской площади, на месте нынешней школы №5 до 1907 года. Затем взамен ее была построена каменная 5-главая церковь, названная Старо-Покровской. При ней имелась церковно-приходская школа «в собственном, удобном здании» с квартирой диакона церкви. В штате, помимо его в 1910 году был 1 священник и 1 псаломщик. В приходе насчитывалось 1758 православных, включая население рыбацкого поселка на косе.  


    Второй по времени основания была Михаило-Архангельская церковь на Михайловской площади (ныне – парк М.Горького) в самом центре города. Посвящена она была святому покровителю М.С.Воронцова, по праву почитаемого ейчанами основателем города. До постройки на ее месте собора она называлась соборной. Тимофей Стефанов так описывал этот храм: «Церковь покрыта железом; выкрашена изнутри и снаружи масляною краскою; вместимостью довольно просторная; освящена в мае 1858 года настоятелем Черноморской Екатерино-Лебяжской пустыни архимандритом Никоном. Скромный наружный вид этих двух временных деревянных, довольно тесных по числу православного населения города церквей побудил жителей в скором времени приступить к постройке более прочного и просторного храма Божия».

    В 1860 году здесь же начато строительство каменного собора во имя Святого Архистратига Михаила. Автором проекта был известный дипломат и талантливый художник князь Григорий Григорьевич Гагарин, сподвижник М.С.Воронцова, ставший впоследствии вице-президентом Академии художеств. В фондах академии, хранившихся в Государственном Русском музее, разыскал его проектные эскизы наш выдающийся земляк Д.И.Митрохин, бывший в тяжелые послереволюционные годы хранителем отдела рисунка этого известнейшего музея. В свой кавказский период Гагарин создал ряд проектов церквей в Хасавюрте, Кутаиси, Грозном, Боржоме, Алагире. Пятиглавый собор был спроектирован в византийском стиле, который он считал наиболее подходящим и «органичным» для православных церквей на Кавказе. Его граненые купола гордо устремляются вверх, как бы паря над основной постройкой. Проект собора был утвержден тогдашним кавказским наместником князем Барятинским. Т.Т.Стефанов так описывал главный ейский храм: «Внутри собора нет ничего сумрачного, угрюмого, как это обыкновенно бывает в храмах старинной постройки; свет в обильном количестве проникает через многочисленные окна. Везде светло, чисто просторно. Даже во всем Кавказском крае нет обширнее этого собора, свидетельствующего о православии города, храма, который служит во благо и спасение душ…».

    Подряд на строительство храма получили ейские мещане Камышов и Дубенский. Для строительства использовался кирпич ейского производства и камень из керченских каменоломен. Для укрепления оконных и дверных проемов использовалось железо. Размеры храма были достаточно велики: в длину – 15,8 м., в ширину – 10,6 м., высота – 15,8 м. Стоимость собора составила более 150 тысяч рублей серебром. Впоследствии к храму достроили высокую колокольню на которую был поднят огромный 8-тонный колокол.

    В 1865 году строительство его, наблюдение за которым велось особым комитетом во главе с градоначальником полковником Сальстетом, на средства «ейского городского общества» было завершено. Боковые пределы собора были освящены в честь Успения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Причт собора включал протоиерея (бывшего «градским благочинным»), 2 священников, 1 диакона и 3 псалом¬щиков. На средства собора содержалась церковноприходская школа. Вот как описывает это здание, кстати, единственное сохранившееся до наших дней, бывшее в 1920-е годы музеем, затем филиалом школы, а ныне возвращенное православной церкви, наш земляк недавно умерший доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета П.А.Колесников: «Начальная школа располагалась внутри соборной ограды. Большой рекреационный зал был увешан картинами на главные сюжеты Ветхого и Нового завета и отечественной истории, которые запечатлелись в памяти на всю жизнь».  

    В 1910 году собор насчитывал более 9 тысяч прихожан.

    В том же 1865 году на Сенной площади нашего города, расположенной на месте бывшего завода «Полиграфмаш» и кварталов между улицей Армавирской и Пушкина, была освящена вторая по размеру каменная Николаевская церковь, построенная «усердием прихожан». В 1880 году к ней была пристроена колокольня, а 1905 году территория храма была окружена решетчатой железной оградой (чтобы избежать шумного соседства базарной площади). Пределы храма были освещены во имя св. Александра Невского и св. Марии Магдалины. Причт состоял из 3 священников, 1 диакона и 3 псаломщиков. При храме действовали 2 церковноприходские школы: мужская (располагавшаяся в ограде церкви) и женская. Приход Николаевской церкви был одним из самых обширных. Помимо населения восточной части города, «Кирпичиков» и «Садов» к нему относились и жители хутора Широчанский, до 1908 года не имевшего своей церкви.

    В 1890 году в Ейске открываются 2 новых храма – Новопокровский (на Александровской площади, ныне – территория ПУ-20) и Пантелеймоновский (на его месте ныне – площадь Революции и Свято-Никольский кафедральный собор).

    Новопокровская церковь была небольшой каменной, одноглавой. В церкви «тщанием прихожан» был установлен резной золоченый иконостас, поражавший современников своей красотой. Единственный предел церкви был во имя апостолов Петра и Павла. Причт церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник и псаломщик помещались в принадлежащих церкви домах, подаренных прихожанами. В давно ставшем библиографической редкостью Справочнике Ставропольской епархии, подготовленном священником Михайловым в 1910 году, они описываются так: «Дом для священника саманный, обложенный кирпичом, о 6 комнатах; дом для дракона деревянный, заново перестроенный, с надворными постройками». К сожалению, пока идентифицировать эти здания нам не удалось. При храме была и церковно-приходская школ. Она так же помещается в церковном здании и была расчитана на 40 учеников.


    А.Иванов по материалам газеты Деловой Ейск


     

    Просмотров: 3862 | Добавил: staz
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Четверг, 02.05.2024, 06:08

    Главная
    Православный календарь



    © 2024 Ейск Собор Архангела Михаила |